Дайджест новостей в области международного налогообложения № 14

1. Новости международного налогообложения 

  • Россия: ФНС России утвердила перечень из 133 государств и территорий, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогобложения с РФ.
  • ОЭСР: Советом ОЭСР одобрены поправки в Руководство ОЭСР по трансфетрному ценообразованию.
  • ОЭСР: Опубликовано Руководство ОЭСР по обмену информацией в рамках CbCR.
  • Европарламент: разработаны рекомендации, направленные на борьбу с уклонением от налогообложения транснациональными компаниями, в том числе, создание списка «черных» юрисдикций, введение налога на вывод прибыли из ЕС, создание реестра активов, находящихся в ведении фондов и трастов.

2. Письма Минфина России и ФНС России 

  • Контролируемые иностранные компании.
  • Уведомление о КИК представляется физическим лицом в срок до 20.03.2017 г., если по состоянию на 31.12.2016 г. такое физическое лицо признается контролирующим в отношении КИК (подача первого уведомления о КИК).
  • При подаче Уведомления в связи с прекращением участия в иностранных организациях на странице 001 формы в графе «основание для подачи уведомления» должна быть указана цифра «3».
  • В целях применения освобождения от налогообложения прибыли КИК, находящейся в госудастве, с которым имеется СоИДН, резидентство КИК должно быть подтвержено сертификатом налогового резидентсва не позднее 20 марта года, следующего за периодом признания дохода.
  • Минфин России опубликовал масштабные раъяснения порядка применения гл. 3.4. НК РФ:
  • Минфин России разъяснил вопросы, связанные с признанием лица контролирующим, в частности: при несоблюдении требований ст. 25.13 НК РФ лицо не может быть признано контролирующим, если оно не оказывает определяющее влияние на решения, принимаемые КИК; до 1 января 2016 г. физическое лицо не признается контролирующим лицом, если доля участия составляет ровно 50 %.
  • В случае если на 31.12.2016 г. налогоплательщик признается контролирующим лицом КИК, то такой налогоплательщик обязан представить Уведомление в срок до 20.03.2017 г. (срок подачи первого уведомления о контролируемой иностранной компании).
  • Для целей освобождения прибыли КИК от налогообложения могут быть представлены: налоговая отчетность КИК, расчет эффективной ставки налогообложения доходов КИК и средневзвешенной ставки по налогу на прибыль, сертификат налогового резидентства.
  • Уведомление об участии в инстранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), предусмотренное пп. 1 п. 1 ст. 25.14 НК РФ, представлялось в 2015 году по состоянию на 15.05.2015 г. в срок не позднее 15.06.2015 г.
  • Уведомление не представлялось, если участие в иностранной организации было прекращено (учрежденная стурктура ликвидирована) в период с 01.01.2015 г. по 14.06.2015 г.
  • В случае, если после представления Уведомления в порядке п. 4 ст. 25.14 НК РФ, основания для его представления не изменились, повторно уведомление не представляется. При обнаружении неполноты сведений, неточностей или ошибок в Уведомлении, налогоплательщик вправе представить уточненное Уведомление.
  • Положения п. 5 ст. 25.14 НК РФ (содержащего перечень сведений и информации, указываемых в Уведомлении) распространяются на уведомления, основания для представления которых возникли после 15.03.2016 г.
  • Прибыль КИК по итогам 2015 г. учитывается в налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам 2016 г., представляемой до 28.03.2017 г. Кроме того, контролирующее лицо обязано представить Уведомление в порядке пп. 3 п. 3.1 ст. 23 НК РФ до 20.03.2017 г.
  • Согласно новой редакции ст. 309.1 НК РФ, налогоплательщики-российские организации могут добровольно применить способ определения прибыли КИК по правилам гл. 25 НК РФ.
  • Обязанность подавать Уведомление в порядке п. 3.1 ст. 23 НК РФ распространяется на резидентов, осуществляющих доверительное управление имуществом, в случае, если такие лица вносят имущество в капитал иностранной организации либо передают имущество учрежденным ими структурам без образования юридического лица.
  • Физические лица – резиденты РФ, признаваемые контролирующими лицами, учитывают прибыль КИК как доходы от источников за пределами РФ, и обязаны представлять декларации по НДФЛ с учетом таких доходв не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
  • В соответствии с п. 8 ст. 25.15 НК РФ, если по итогам периода, за который в соответствии с личным законом КИК составляется финансовая отчетность за финансовый год, у иностранной организации отсутствует возможность распределения прибыли (полностью или частично) между участниками по причине установленной личным законом такой организации обязанности направления этой прибыли на увеличение уставного капитала, такая прибыль не учитывается при определении налоговой базы у контролирующего лица.
  • Уведомление о КИК представляется контролирующим лицом не позднее 20 марта 2017 г. вне зависимости от размера дохода в виде прибыли КИК, получаемого контролирующим лицом.
  • Порядок применения правил контролируемой задолженности
  • Для целей учента процентов по контролируемой задолженности в иностранной валюте, возникшей до 01.10.2014 г.:
  • — величина задолженности определяется по курсу ЦБ на последнюю отчетную дату соответтсвующего периода, но не превышающему курсы ЦБ по состоянию на 01.01.2014 г.;
  • — величина собственного капитала определяется без учета положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований в связи с изменением курсов валюты, с 01.07.2014 г. по последнее число отчетного периода, на которое определяется коэффициент капитализации.
  • Статус Внешэкономбанка не позволяет применять положения Закона № 25-ФЗ в части права признания непогашенной задолженности налогоплательщика – российской организации перед Внешэкономбанком неконтролируемой.
  • По договорам займа, условиями которых предусмотрено перечисление заемщику денежных средств отдельными траншами, каждый новый транш рассматривается как возникшее долговое обязательство. В этой связи, положения п. 1 ст. 2 Закона № 32-ФЗ применяются к траншам, полученным до 01.10.2014 г.
  • Налоговое резидентство юридических лиц
  • Иностранная организация вправе признать себя налоговым резидентом РФ на основании Заявления, поданного в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, определив дату постановки на учет самостоятельно – с 1 января года, в котором подано Заявление, или с даты подачи Заявления.
  • Отказ от статуса налогового резидента РФ возможен путем подачи Заявления и при наличии оснований, указанных в п. 8 ст. 246.2 НК РФ .
  • Иностранная организация вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ вне зависимости от выполнения в отношении нее условий пп. 2-5 ст. 246.2 НК РФ, обязательным является наличие обособленного подразделения на территории РФ.
  • Наличие у иностранной организации обособленного подразделения также явлется обязательным условием для признания ее налоговым агентом для целей НДФЛ.
  • Налоговое резидентство физических лиц.
  • Окончательный налоговой статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, не может измениться в зависмости от нахождения лица в следующем налоговом периоде.
  • Амнистия капиталов.
  • Сведения о регистрационном номере и коде налогоплательщика иностранной организации, которая выпустила ценные бумаги, собственником которых является декларант, могут быть получены непосредственно от такой иностранной организации (в частности, данные сведения могут быть размещены на официальном сайте иностранной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет).
  • Порядок применения правил о фактическом получателе доходов.
  • Если лицо, являющееся акционером (участником), членом совета директоров или директором иностранной компании, будет непосредственным выгодоприобретателем, то есть лицом, определяющим дальнейшую судьбу получаемого такой компанией дохода, то оно может рассматриваться в качестве лица, имеющего фактическое право на такой доход от источников в РФ.
  • Подтверждение нагологового резидентства иностранной компании, выдаваемое в целях п. 6 ст. 232 НК РФ и п. 1 ст. 312 НК РФ, должно быть переведено на русский язык и заверено Консульским учреждением РФ в иностранном государстве с учетом положений пп. 4 п. 1 ст. 26 Консульского Устава РФ.
  • Доходы в виде процентов, выплачиваемые российской организацией гражданину Украины, подлежат налогообложению в РФ по ставке не выше 10 % от валовой суммы процентов в случаях, если получатель процентов фактически имеет право на них.
  • Налогообложение доходов физических лиц от международной трудовой деятельности.
  • Доходы физического лица – резидента Украины в виде среднего заработка, сохраняемого на период очередного отпуска, по трудовому договору о дистанционной работе, местом выполнения которой является территория Украины, не подлежат обложению НДФЛ на территории РФ.
  • Доход в виде процентов, полученных по вкладам в иностранных банках, подлежит обложению НДФЛ в полном объеме независимо от размера процентной ставки по вкладу.
  • Доходы в виде пенсии, получаемые резидентом РФ от источника в Италии, подлежат налогообложению в РФ по ставке 13 % в соответствии со ст. 18 СоИДН. В отношении такого дохода налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ.
  • Применение льготных ставок при налогообложении дивидендов.
  • Ставка 0 % применяется к доходам в виде дивидендов при соблюдении требований пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, в том числе к дивидендам от дополнительно приобретенных долей, которые увеличивают долю владения общества в уставном капите сверх установленного минимального значения в размере 50%.
  • Налогооблагаемый доход акционеров в случае ликвидации организации и распределения ее имущества определяется как разница между рыночной стоимостью получаемого имущества на момент его получения и стоимостью оплаченной доли в уставном капитале.
  • Иные вопросы международного налогообложения.
  • Доходы иностранных банков, получаемые в результате размещения российскими организациями средств в таких банках под отридцательные процентные ставки, не признаются облагаемыми налогом у источника в РФ.
  • Российская организация, разместившая средства в иностранном банке под отридцательную процентную ставку, не признается налоговым агентом в соответствии со ст. 24 НК РФ и не обязана представлять в налоговый орган расчет о выплаченных суммах доходов и удержанных налогах.
  • Выплата дохода иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в РФ, при выкупе российкой компанией собственных акций, не более 50 % активов которой состоят из недвижимого имущества на территории РФ, производится без удержания налога.
  • Доход иностранной организации от реализации акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в порядке п. 9 ст. 280 НК РФ, не подлежат налогообложению по налогу на прибыль.

3. Судебная практика

  • Порядок применения правил контролируемой задолженности.
  • Cуд согласился с возможностью повторного анализа налоговым органом правомерности учета в расходах процентов по контролируемой задолженности в налоговом периоде 2008 г. (ранее уже проверенном в 2010 г.) в ракмах проведения налоговой проверки за 2012-2013 гг., поскольку эти расходы сформировали убыток, перенесенный налогоплательщиком на 2012-2013 гг.
  • Суд утвердил заключенное Обществом и Налоговым органом мировое соглашение, по условиям которого Налогоплательщик признал наличие у него контролируемой задолженности перед иностранной сестринской компанией.
  • Налогоплательщик искусственно завысил величину собственного капитала за счет неотражения в бухгалтерском учете снижения стоимости предмета лизинга в результате его досрочного выкупа, что привело к неправомерному избежанию правил тонкой капитализации.
  • Сверхнормативные проценты, выплачиваемые кипрскому косвенному участнику российской компании-должника, должны облагаться по ставке 10%, поскольку для применения ставки 5% требуется прямое участие в компании, выплачивающей дивиденды (к которым приравнены сверхнормативные проценты).
  • При определении доли участия в заемщике для целей применения правил тонкой капитализации прямое и косвенное участие не суммируется.
  • При определении величины задолженности для целей правил тонкой капитализации используется сумма долга без учета процентов.
  • Возложение на российскую организацию обязанностей налогового агента в случае признания задолженности перед российским займодавцем контролируемой не основано на законе.
  • Порядок применения правил о фактическом получателе доходов.
  • Шведской компании правомерно отказано в возврате ранее удержанного налога с дохода в виде процентов, поскольку она не подтвердила фактическое право на данный доход.
  • Кассациионный суд поддержал позицию нижестоящиих судов, в соответствии с которой банк неправомерно применил Соглашение между РФ и Кипром и не удержал налог при перечислении процентных доходов кипрским брокерским компаниям, не имеющим фактическое право на данные доходы.
  • Порядок применения правил о подтверждении резидентства налогоплательщика.
  • Общество неправомерно не удержало налог с доходов, выплаченных иностранным контрагентам, так как представленные свидетельства о резидентстве были получены после выплаты дохода и не содержали апостиля.
  • Общество должным образом подтвердило резидентство контрагента. Предоставление сертификата в более позднем периоде не имеет правового значения, так как ст. 312 НК РФ не предусматривает соответствующей меры ответственности.
  • Применение льготных ставок при налогообложении дивидендов.
  • Российская компания вправе не удерживать налог с дивидендов, выплачиваемых кипрским акционерам, только в случае наличия доказательств уплаты акционерами налога на территории Кипра.
  • Понятие «инвестированный в компанию капитал» по ст. 10 Соглашения между РФ и Швейцарией не ограничивается только взносом в уставный капитал российской организации.
  • Позиция налогоплательщика о том, что белорусская компания вправе уплачивать налоги с дивидендов, полученных от российских организаций, только по месту своей регистрации, является неправомерной.
  • Россия признала за собой право руководствоваться положениями Комментариев к Модельной конвенции ОЭСР.
  • Действующим налоговым законодательством не предусмотрена возможность налогообложения дивидендов, выплачиваемых постоянному представительству иностранной компании, по ставке 0%. Сумма налога и пени взысканы за счет средств налогового агента.
  • Право на применение льготной ставки по дивидендам в соответствии с Конвенцией между РФ и Австрией возникает у акционера в случае соблюдения установленных Конвенцией условий на дату выплаты дивидендов, даже если на дату принятия соответствующего решения о распределении дивидендов данные условия соблюдены не были.
  • Доля участия резидента Австрии в российской компании оценивается по курсу Банка России на момент фактического вложения инвестиций без последующего пересчета.
  • Кипрская компания правомерно обратилась за возвратом излишне удержанного налога с дивидендов, поскольку она являлась держателем АДР, предоставляющих права на акции российской компании общей стоимостью более 43 млн. евро.
  • Иные вопросы международного налогообложения.
  • Судья Верховного суда РФ согласилась с тем, что факт наличия у иностранной организации постоянного представительства на территории РФ свидетельствует о наличии у представительства обязанности уплачивать НДС самостоятельно, исключая возникновение обязанности налогового агента у российского покупателя.
  • Выплата процентов в пользу компании – резидента Великобритании, сменившей налоговое резидентство на следующий день после выплаты процентов, направлена на необоснованное использование преимуществ Соглашения, в связи с чем удержание налога у источника по ставке 20 % правомерно.
  • Так как контрагент Общества являлся налоговым резидентом Швейцарии, Инспекция неправомерно начислила налог без учета ставок, предусмотренных Соглашением. Новая редакция ст. 11 Соглашения между РФ и Швейцарией улучшает положение налогоплательщика и может быть применена с обратной силой.
  • Диспач является доходом от международных перевозок в контексте пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ. Данная норма применяется вне зависимости от того, какая сторона договора морской перевозки (перевозчик или фрахтователь) является получателем дохода.
  • Фактическая цена приобретения ингстранной компанией паев ЗПИФ должна подлежать применению исходя из общих правил п. 5 ст. 280 НК РФ. Довод инспекции о завышении суммы расходов на приобретение. Судом установлено, что цена приобретения спорных паёв не превышала их максимальную цену на дату ближайших торгов, поэтому она могла использоваться при определении налоговой базы.

4. Мероприятия Рос-ИФА 

  • Мероприятие Рос-ИФА: 22 сентября 2016 г. в рамках молодежной секции Рос-ИФА состоится обсуждение судебной и административной практики в области международного налогообложения.

Подпишитесь на наш
Telegram-канал